Крупная открытая акционерная компания, один из лидеров российского fashion-рынка, занимающийся продажей одежды и аксессуаров через розничные магазины и онлайн-каналы.
Задача клиента и цели проекта
В условиях стремительного роста онлайн-продаж и расширения присутствия на маркетплейсах, заказчику потребовался аналитический инструмент для оценки данных из маркетплейсов Wildberries и Lamoda.
Цель проекта — создание дашборда, который позволит:
протестировать взаимодействие нового технологического стека с существующими системами;
оценить функциональные возможности BI-платформы Visiology;
обеспечить пользователей гибким инструментом динамического анализа данных.
Для выполнения цели проекта необходимо создать отчёт с ключевыми показателями по продажам и остаткам с расчётом оборачиваемости. Для расчёта требуется создать меры на языке DAX внутри BI-платформы Visiology, что позволит оценить возможности инструмента.
Что такое оборачиваемость товара и зачем ее измерять
Ключевой показатель для оценки при помощи дашборда – оборачиваемость товара. Расчёт метрики позволяет эффективно управлять складскими остатками: выявлять товары с высоким спросом, которые необходимо оперативно пополнять, а также определять позиции с низкой оборачиваемостью, которые целесообразно сократить в объёмах или исключить из ассортиментной матрицы.
Помимо этого, анализ оборачиваемости помогает отслеживать динамику продаж, выявлять сезонные колебания спроса и формировать более точные стратегии закупок и развития ассортимента, становясь особенно важным инструментом в условиях быстро меняющегося рынка и растущих затрат на хранение и логистику.
В отчете «Анализ данных маркетплейсов» реализован расчет показателя оборачиваемости в днях – он показывает, сколько времени в среднем товар находится на складе до момента его реализации (продажи).
Для полного анализа для каждого товара в отчете были рассчитаны следующие показатели:
Сумма и Количество заказов
Количество заказанного и Количество проданного товара
Сумма продаж и Процент выкупа
Среднедневный остаток на складе и Среднедневный объем продаж
Кроме того, в отчете показана динамика и структура показателей в различных разрезах, а также проведена сегментация товарной номенклатуры по значению показателя оборачиваемости.
Реализация проекта
Наша команда спроектировала и реализовала дашборд на платформе Visiology (версия 3.10), предоставив Заказчику аналитический инструмент для оценки оборачиваемости товара. Выбор платформы был обусловлен рядом преимуществ, ключевым из которых стала поддержка языка DAX — мощного инструмента для построения максимально гибких и адаптивных аналитических моделей.
В отличие от ручного кодирования в БД, где программистам необходимо заранее описывать все возможные классификации и срезы (что дорого, долго и ограничивает гибкость), язык DAX позволяет пользователям:
исследовать данные в любом разрезе — например, по категории, складу, сезону, региону, бренду и т.д.;
быстро адаптировать отчетность под новые бизнес-задачи без привлечения ИТ-специалистов.
Язык DAX используют меры (measures) – выражения, позволяющие проводить сложные вычисления и получать новую информацию, которую можно использовать для анализа и визуализации данных. Меры помогают аналитикам самостоятельно создавать и изменять вычисляемые поля, не прибегая к помощи разработчиков, значительно ускоряя процессы анализа и принятия решений.
Для решения поставленных задач с помощью языка DAX мы создали следующие меры:
Оборачиваемость
Сегментация ассортимента по оборачиваемости
Результаты
Проведена интеграция с Excel;
Оценена высокая производительность аналитической БД при работе с большими объемами данных маркетплейсов;
Создан дашборд на базе Visiology, обеспечивающий, динамическое сравнение по периодам и площадкам (WB / Lamoda);
Протестирован удобный сценарий self-service BI — пользователи аналитики могут работать с данными самостоятельно.
Отчет включает в себя 3 страницы:
Страница 1 - Главная страница с рейтингом товаров по показателям и анализом динамики оборачиваемости
Страница 2 - Анализ среднедневного остатка и процента выкупа по складам
Страница 3 - Детализация по номенклатуре и сегментация ассортимента по оборачиваемости
Заключение. Подведение итогов
Созданный дашборд доказал эффективность использования платформы Visiology в сочетании с языком DAX. Отчёт стал удобным и гибким инструментом анализа оборачиваемости товаров в маркетплейсах, обеспечив бизнес критически важной информацией для принятия решений по закупкам, логистике и управлению ассортиментом.
Команда Conteq успешно реализовала задачу, объединив экспертизу в BI и использование современных инструментов анализа данных. На примере этого кейса наши специалисты смогли продемонстрировать, как можно максимизировать ценность данных без затрат на сложное программирование, применяя возможности одной из лидирующих российских систем бизнес-аналитики, Visiology.
«Проект стал наглядным примером того, как с помощью Visiology и DAX можно превратить массивные данные маркетплейсов в гибкий и полезный для бизнеса аналитический инструмент.»